Императорский Китай и Китайская Республика

ИМПЕРАТОРСКИЙ КИТАЙ. ПЕРВАЯ ФАЗА

История Китая в заметках

  1. Истоки китайской цивилизации. Мифы Китая
  2. Династии Китая. Первая китайская династия
  3. Императорский Китай и Китайская Республика
  4. Китай от Республики к коммунистам
  5. Коммунистический Китай

...Весь мир рассматривался как единое целое, Китай – как "центр Поднебесной", у которого в идеале должно быть единое руководство и один монарх.

Объединение страны под эгидой династии Цинь (221–207 до н.э.)

Захват всего Китая правителем царства Цинь означал политическое объединение страны. Однако наиболее значимой мерой стало официальное уничтожение остатков феодальной системы. В число других мер входило создание единой транспортной системы, в которой имперские дороги соединяли провинции со столицей Саньян, расположенной вблизи северо-западной границы в долине р.Вэйхэ. Во Времена Цин были введены ограничения на свободу торговли, приведены в действие единая система обороны страны и централизованное командование армией. Огромные по протяженности участки защитных стен, сооружение части которых производилось еще до эпохи Цинь, были соединены и продолжены, образовав Великую Китайскую стену. При Цинь Шихуанди была унифицированы китайская письменность, судебная и идеологическая системы. Последняя утверждала господство легизма, который превратил династию Цинь в великую и могучую систему правления. Многие ученые за свою приверженность идеям, объявленным еретическими, поплатились жизнью.

Несмотря на эти меры, династия Цинь смогла удержаться у власти немногим более 10 лет. Сразу же после смерти первого императора, последовавшей в 210 до н.э., по всей стране вспыхнули восстания и Китай вступил в период ожесточенных и разорительных внутренних войн.

Династия Хань. Ранняя, или Западная Хань (202 до н.э. – 220 н.э.)

В административном плане империя Западная Хань напоминала империю Цинь. Существовало два типа регионов. Одни находились в прямом подчинении государственных административных органов, подразделялись на префектуры и управлялись назначенными центральной властью чиновниками. Другие представляли собой мелкие феодальные княжества, правители которых избирались из состава членов императорской семьи или из среды тех, кто помог императору династии Хань в его борьбе за трон. Это частичное возвращение к прошлому стало причиной политической нестабильности. Восстания в отдельных княжествах чуть не привели к краху династии всего через два поколения после ее прихода к власти.

После консолидации ханьская администрация стала представлять собой впечатляющий образец правления. Самого императора, возглавлявшего пирамиду власти, ханьские историки часто именовали "государством". Император был единственным законодателем и верховным судьей, а также считался верховным жрецом при проведении религиозных церемоний, затрагивающих империю в целом или вопросы престолонаследия.

Внутренние войны, которые привели к установлению власти династии Цинь, а затем династии Хань, в значительной степени снизили экономический и культурный потенциал страны. Поэтому первые правители династии Хань были озабочены проблемой восстановления единства страны. Все изменилось после восшествия на престол императора У-ди (140–87 до н.э.). У-ди восстановил и усилил правительственные монополии и право государства осуществлять контроль над ценами, ограничив деятельность класса финансистов, явился инициатором агрессивного внешнеполитического курса, в результате которого традиционные северные враги Китая, племена народности сюнну (гунны), лишились значительной части своей территории. Форпосты императорской власти были воздвигнуты в отдаленных районах Центральной Азии и на южном направлении в глубине Аннама (название, данное китайскими императорами территории современного северного и частично центрального Вьетнама). История династии Хань прерывается периодом, когда верховную власть в стране захватил узурпатор Ван Ман (9–23 н.э.). К тому времени власть центрального правительства столкнулась с жесткой оппозицией со стороны крупных семейств, опиравшихся не только на земельные владения и финансовую мощь, но и сохранившие под своим началом собственные армии.

Поздняя, или Восточная, Хань (25–220 н.э.)

Правление династии Восточная Хань характеризовалось значительно большей самостоятельностью регионов. Однако даже в этих ограниченных рамках возродившаяся центральная власть смогла не только воссоздать стабильную систему управления, но и раздвинуть границы империи в юго-западном, северо-восточном и особенно северо-западном направлениях. Китайские владения в "западных регионах", завоеванные в результате ряда блестяще проведенных военных кампаний, вышли далеко за пределы территорий, которыми владела империя Западная Хань. Политический раскол Китая наступил с 220 н.э. В тот момент, на территории Китая, за исключением коротких промежутков времени, одновременно существовало несколько государств, и в стране наступил период раскола. Начало этому периоду положила т.н. эпоха "Троецарствия".

Существенное влияние сохраняло расположенное на северной равнине царство Вэй, но с ним соперничали царство Шу в бассейне верхнего течения р.Янцзы на западе и юго-западе Китая и царство У, с центром в долине нижнего течения р.Янцзы. Личности, противостоявшие друг другу в этом триумвирате, были описаны в китайском фольклоре. Одним из них был полководец Цао, основавший государство Вэй (220–265 н.э.) в Лояне. Его проницательность и хитрость особо подчеркивались в более поздних художественных произведениях. На современной китайской театральной сцене он изображается как тонкий и умелый организатор политических интриг, а также как любитель наслаждений.

Одним из тех, кто сумел поднять авторитет западного царства Шу (221–264 н.э.), был Гуань Юй, позднее вошедший в китайский пантеон в образе бога войны. На театральной сцене он изображается в белой маске, которая символизирует преданность и доброту. Второй герой царства Шу – Чжугэ Лян был великим ученым и военным стратегом. Благодаря его таланту третьему герою, императору Лю Бэю, и последующим правителям удалось сохранить царство Шу.

Царство У (222–280 н.э.) крепло и приобретало авторитет постепенно. Численность его населения росла за счет миграции с севера. Этот поток достиг апогея, когда захватчики – "варвары" волна за волной стали вторгаться в северные глубинные районы Китая. Преемники царства Вэй – правители династии Цзинь (265–420 н.э.) под натиском этих нашествий не удержались у власти. В течение долгого времени в северной части Китая существовал целый ряд царств и империй, образованных различными лидерами-некитайцами. Среди них были представители тунгусских племен, тюрков, гуннов и тибетцев. Китайская культура на севере страны находилась буквально на грани выживания.

Из числа многочисленных соперничавших между собой династий того периода самой заметной была династия, основанная семейным кланом под названием "тоба". Лидеры этой династии, которую иногда именуют Тоба-Вэй, или Северная Вэй, 386–557 н.э., понимали, что удержать власть они могут, лишь сотрудничая с китайцами. Двойственная культура, возникшая на этой базе, стала образцом для последующих династий, которые создавались завоевателями.

ИМПЕРАТОРСКИЙ КИТАЙ. ВТОРАЯ ФАЗА

Династия Суй (581–618 н.э.)

В 581 н.э. основатель династии Суй завоевал остававшиеся под властью варваров северные земли, а затем присоединил к империи юг страны. Эта династия создала такую управленческую систему, которая оказалась способной обеспечить целостность империи. Был разработан и осуществлен план сооружения Великого канала, который соединил р.Хуанхэ и другие речные системы Севера с реками Хуайхэ, Янцзы и с южными провинциями. Система экзаменов, использовавшаяся для отбора чиновничества, в Суйский период достигла совершенства.

Династия Тан (618–907 н.э.)

С приходом к власти в 618 н.э. династии Тан начался один из самых славных периодов в китайской истории. Деятельный и гуманный характер правления основателей династии – Гаоцзу и его сына Тайцзуна позволили восстановить империю.

Так называемые Западные регионы были присоединены к владениям Китая, к императорскому двору направляли свои посольства Персия, Аравия и другие западноазиатские государства. Кроме того, были расширены границы на северо-востоке страны; к имперским владениям была присоединена Корея. На юге была восстановлена власть Китая над Аннамом. Поддерживались отношения с другими странами Юго-Восточной Азии. Таким образом, территория страны по своим размерам стала почти равной территории Китая периода расцвета Ханьской династии.

В те времена Китай считался не только самой мощной, но и самой гостеприимной державой в мире. Религиозные деятели и философы, вынужденные покинуть родину, находили в Китае убежище и покровительство со стороны императора. Не только религии, распространенные в Персии, но и одна из христианских сект, а именно несторианская церковь, приобрела в Китае немало последователей. Буддисты из Кореи и Японии регулярно совершали паломничество к святым местам в Китае, а китайские буддисты поддерживали связи с буддийскими центрами в Индии.

Танская эпоха была свидетельницей расцвета китайского искусства и литературы.

Династия Северная Сун (960–1127 н.э.)

Когда основатель сунской династии Тайцзу вновь восстановил единство империи, ему пришлось не только принять меры для ликвидации беспорядков, но и взяться за решение проблем, оставшихся нерешенными в период правления династии Тан. Границы державы в сунскую эпоху значительно сузились. Две иностранные империи, образовавшиеся к тому времени, оккупировали часть китайской территории, и у китайцев не было сил противостоять захватчикам. Первой из этих империй было государство Ляо, основанное тунгусским племенем киданей (китаев). Империя Ляо включила в свой состав Маньчжурию, Внутреннюю Монголию и северную часть современных китайских провинций Хэбэй и Шаньси, в том числе города Пекин и Датун. Другим государством было Ся Западное (империя Си-Ся), образованное тангутами, которые заселили земли вдоль северо-западной границы. Военные экспедиции Китая против этих двух империй оказались неудачными, и в результате Китай был вынужден подписать с ними соглашения, включавшие ряд унизительных статей, в том числе выплату ежегодной дани. На протяжении всего периода правления династии Сун Китай никогда не претендовал на свои бывшие владения в Центральной Азии. Не вернул Китай и некогда принадлежавшие ему земли в пределах современных провинций Юньнань, Сычуань и Гуйчжоу, оккупированные в танскую эпоху тайским народом наньчжао, а также владения в Аннаме, находившиеся в собственности Китая на протяжении тысячи лет.

Судьба династии Тан показала опасность использования правительственной армии. Поэтому Суны держали все армейские формирования под строжайшим контролем центра и старались использовать военных как можно реже, порой даже в ущерб национальной гордости.

Династия Южная Сун (1127–1279)

Начало 12 в. ознаменовалось очередным политическим кризисом. В этот период северное государство Ляо было покорено империей Цзинь, основанной северо-восточными племенами – чжурчжэнями. Завоеватели хлынули на территорию Северо-Китайской равнины и в 1127 оккупировали столицу Сунской империи город Кайфын, взяли в плен императора Циньцзуна и его отца Хэйцзуна. Сунский императорский двор перебрался в новую столицу (нынешний город Ханчжоу) к югу от р.Янцзы. Приграничные войны, а иногда военные кампании более крупного масштаба оставались главной проблемой империи Южная Сун в течение всего периода ее существования.

Монгольская династия Юань (1271–1368)

Сунская династия завершила свое правление с приходом монголов, вождь которых Чингисхан к тому времени осуществил успешные завоевательные походы в Западную Азию. Внук Чингисхана – Хубилай присоединил Китай к владениям империи монголов и стал основателем монгольской династии на китайской земле. Монголы рассматривали Китай преимущественно в качестве объекта эксплуатации, почти не обращали внимания на китайские традиции и ввели в стране новую иерархию, в которой все высшие посты были заняты самими монголами. На следующем уровне находились иностранцы, которых монголы использовали на высших административных должностях. Рангом ниже стояли китайцы-северяне, земли которых были отвоеваны у империи Цзинь. Наконец, низшую и самую презираемую группу составляли китайцы-южане, бывшие подданные Сунской империи.

Попытки монголов завоевать Японию и о.Ява закончились неудачей, но с территории Китая совершались различные дальние военные экспедиции. Внешняя торговля, получившая значительное развитие уже в сунскую эпоху, в этот период достигла нового расцвета.

На материке монголам удалось вернуть все территории, утраченные Китаем в сунскую эпоху, и даже присоединить земли, прежде никогда не принадлежавшие китайцам. Монголы покорили китайское государство Наньчжао на территории современной провинции Юньнань. Завоевание Тибета было осуществлено без особых военных усилий, и тибетские монахи стали играть значительную роль в культурной и политической жизни столицы.

В этот период на Восток начали прибывать первые христианские миссии, и монголы не только терпели их присутствие, но даже оказывали им поддержку.

Из стратегических соображений монголы основали свою столицу на месте нынешнего Пекина. Затем они обратились к старой китайской идее соединения столицы с более преуспевающими в экономическом отношении регионами при помощи Великого канала. Таким образом, долина нижнего течения р.Янцзы сохранила свое положение главного экономического центра, а вместе с тем и главного источника богатств и талантов.

Династия Мин (1368–1644)

В ходе восстаний, происходивших в завершающий период монгольского правления, богатые китайские семьи стремились вернуть себе утраченные позиции. Чжу Юаньчжан, ставший основателем Минской династии, не был представителем шэньши и считал интересы этого сословия, а равным образом и господство чиновничества в управлении страной опасными для той формы государственного аппарата, которую он собирался создать. Тенденция к узаконенной централизации правления, заметно проявившаяся уже в сунский период, получила приоритетное развитие в минскую эпоху. Даже должность канцлера – главного политического советника императора при всех китайских династиях – не была сохранена при Минах. Никогда еще с подданными страны не обращались с такой жестокостью. Наказание ударами палки высокопоставленных чиновников в присутствии всего двора стало обычной практикой. Известны случаи, когда чучело казненного чиновника вешали в кабинете его преемника.

Деспотический режим мог сохраняться лишь во времена правления сильных и энергичных императоров. Однако вскоре правителей стала привлекать роскошь дворцовой жизни, и власть оказалась в руках евнухов. Время от времени между чиновничеством и евнухами вспыхивали ожесточенные схватки, в которых обычно поражение терпели конфуцианцы, как это уже случалось в годы правления императоров династии Хань.

Попытки усилить действенность тех конфуцианских концепций, которые подчеркивали необходимость уважения человеческого достоинства и независимость творческой индивидуальности, делались еще в сунский период. В минскую эпоху их продолжил один из величайших китайских философов Ван Янмин (Ван Шоужэнь, 1472–1529). В конце правления династии Мин конфуцианское учение вновь вернуло себе жизненность и силу. Фигуры величайших представителей конфуцианской философии, которым удалось сохранить свое влияние при династиях Мин и Цин, продлили конфуцианству жизнь еще на 300 лет.

Со временем Минам удалось восстановить власть империи над большей частью своих бывших территорий на северо-западе. Получили дальнейшее развитие и внешнеторговые связи. При поддержке двора китайские торговые суда достигали даже берегов Африки. Первые императоры минской династии пытались держать контроль над внешней торговлей в своих руках, что было и доходным, и престижным делом, однако частные торговые предприятия вскоре стали успешно конкурировать с государственными. Большие группы китайских поселенцев высаживались на острова Юго-Восточной Азии и устраивали там китайские колонии. Такие не связанные с сельскохозяйственным производством сектора экономики, как горное дело и металлургия, также получили значительное развитие.

Вскоре у северо-восточных границ Китая возник новый и могущественный противник. Вождь потомков чжурчжэней Нурхаци в 1616 объявил себя ханом и основал династию Цзинь ("Золотая"). Таким образом была создана маньчжурская империя, которая была типичной приграничной империей, однако Нурхаци в гораздо большей степени использовал китайский опыт в административной и военной областях для укрепления собственного господства. В организации его вооруженных сил черты, присущие войскам степных народов, сочетались с китайскими методами жесткого управления и контроля. Какое-то время все его внимание занимали приграничные войны, а отдельные походы более крупного масштаба успешно отражались минскими войсками. Поэтому почти случайно маньчжурам удалось пробиться через проходы в Великой Китайской стене. После этого, несмотря на попытки отдельных минских князей опереться на дух патриотизма, исход борьбы был предрешен. Даже такие отдаленные провинции, как Юньнань и Гуйчжоу, где отдельные отпрыски минской династии удерживали свои позиции, в конечном счете оказались в руках захватчиков. Преемник Нурхаци Абахай в 1636 провозгласил себя императором, а маньчжурскую династию переименовал в Цин ("Светлая").

Маньчжурская династия (Цин) (1644–1912)

Династия, образованная маньчжурами, с точки зрения государственного устройства была более китайской, чем все другие династии, прежде создававшиеся захватчиками. Оккупанты переняли абсолютно все китайские традиции управления. Династия Цин отличалась от исконно китайской лишь тем, что гарнизоны маньчжурских войск, дислоцированные в стратегически важных пунктах по обе стороны горных проходов, вынуждены были добиваться поддержки китайского населения. К концу 18 в. империя Цин распространила свою власть на северо-западные территории, некогда принадлежавшие империи Хань. К ним добавились Внутренняя и Внешняя Монголия на севере, присоединенные в результате военных экспедиций или путем переговоров. Протекторат над Тибетом был восстановлен, а некоторые гималайские государства были превращены в вассалов. Был установлен суверенитет Китая над Кореей и рядом стран Юго-Восточной Азии.

УПАДОК ИМПЕРАТОРСКОГО КИТАЯ

Последние годы существования династии Цин заслуживают отдельного рассмотрения. Плохое управление внутри страны и неспокойная обстановка в сельских районах, усугубляемые беспрецедентным ростом численности населения, привели к грандиозному восстанию, которое в середине 19 в. приобрело характер революции.

Восстание и интервенция

В конце 18 в. проявились симптомы упадка династической власти. Коррупция в правительстве достигла невероятного размаха; неспокойная обстановка в обществе находила выход в восстаниях, в частности, поднятом буддистской сектой Байляньцзяо ("Белого лотоса") в 1796–1804. Регулярные императорские войска, т.н. "восьмизнаменные войска" и "армия зеленого штандарта", к тому времени полностью разложились, и вся тяжесть защиты династии легла на плечи поспешно сформированных армий типа "сянъюн" ("местных храбрецов"), которые во второй половине 19 в. были преобразованы в армию "юнъин" ("храбрых батальонов"), опору династии Цин. Начиная с 18 в. Китай страдал и от отсутствия сильного руководства. Императоры Цзяцин (1796–1820), Даогуан (1821–1850) и Сяньфын (1850–1861) вряд ли вообще были способны руководить государством. Вдовствующая маньчжурская императрица Цыси правила Китаем с 1861 по 1908.

Тайпинское восстание

Китайская реакция на давление со стороны Запада, конечно, в значительной степени определялась ситуацией внутри страны, которая в середине 19 в. была крайне неустойчивой. В период между 1840 и 1860 революционные восстания вспыхивали во всех 18 провинциях. Четыре из них поставили под удар само существование династии Цин: два выступления были организованы мусульманским населением на юго-западе (1855–1873) и северо-западе страны (1862–1878), Тайпинское (1851–1864) и Няньцзюаньское (1853–1868) восстания. Самым мощным и организованным было Тайпинское восстание. На протяжении почти 15 лет отряды тайпинов действовали в 16 из 18 провинций страны.

Отправным пунктом Тайпинского восстания стала межклановая вражда в Южном Китае, усилившаяся под влиянием бурного роста населения и раздуваемая недовольством этнически обособленных сообществ хакка. Однако особый характер этого движения определялся присущей ему уникальной идеологией, проповедником которой был самопровозглашенный младший брат Христа – Хун Сюцюань, сельский учитель, несколько раз проваливавший экзамены на занятие должности в системе гражданской администрации и почерпнувший свое религиозное вдохновение от миссионеров в Кантоне и из памфлетов Лян Афа – первого обращенного в протестантскую религию китайца.

Иностранное влияние и реформы

После заключения Пекинских конвенций 1860 отношения Китая с зарубежными странами улучшились. Присутствие иностранных посольств в столице и учреждение в 1861 министерства иностранных дел (Цзунли ямэнь) свидетельствовали о совместных усилиях Китая и Запада для разрешения межгосударственных противоречий. Учреждение императорской таможенной инспекции символизировало совершенствование административной системы в духе т.н. политики взаимного сотрудничества. Созданное в 1854 в Шанхае, это совместное китайско-иностранное предприятие в 1860-е годы распространило сферу своей деятельности на другие открытые порты. Инспекция подчинялась централизованному управлению во главе с британским генерал-инспектором Робертом Хартом. Система существующих договоров обеспечила благоприятные условия для иностранного влияния в самых различных сферах. Публикации миссионерских общин и переводы на китайский язык западной литературы дали возможность китайскому обществу, по меньшей мере его просвещенным слоям, ознакомиться с новыми областями знаний. Китайцы, поддерживавшие тесные профессиональные связи с представителями Запада (дипломаты, военные, служащие таможенных учреждений), неизбежно попадали под влияние западных идей и образа жизни.

Однако европейцы и американцы отнюдь не всегда производили на китайцев благоприятное впечатление. Привилегии, которыми пользовались иностранцы, вызывали недовольство местного населения. Иностранные дипломаты часто надменно относились к китайцам, а вмешательство западных торговцев и миссионеров в китайские дела вело к усилению напряженности. В результате нередко вспыхивали мятежи, направленные против иностранцев. Наиболее серьезным столкновением явилась т.н. "тяньцзиньская резня" (1870).

В 1873 послы иностранных держав добились освобождения от обязанности совершать низкий поклон императору во время аудиенций. В 1874 японцы вторглись на территорию восточной части о.Формоза (Тайвань); соглашение об их эвакуации было достигнуто с помощью английских посредников, но Формоза была включена в число территорий, открытых для иностранной торговли. В 1875 после т.н. инцидента с Маргари в Юньнани (убийство местными жителями англичанина Огастеса Маргари) Англии была передана Верхняя Бирма, которую Китай считал своим протекторатом. В 1879 Япония аннексировала о-ва Рюкю – бывшее вассальное государство, выплачивавшее дань Китаю. В 1880 конфронтация между Китаем и Россией на р.Или привела к более четкой демаркации границ в ущерб Китаю. После китайско-французской войны 1884–1885 Китай был вынужден признать протекторат Франции над Вьетнамом, еще одним вассалом Китая. Кульминацией всех этих кризисных явлений явилось поражение Китая в китайско-японской войне 1894–1895. По Симоносекскому договору 1895, завершившему войну, Китай был вынужден признать независимость Кореи и передать Японии провинцию Тайвань.

Боксерское (Ихэтуаньское) восстание

Вслед за государственным переворотом 1898 резкое недовольство иностранным засильем выразилось в "боксерском восстании". В конце 1890-х годов тайное общество, носившее название "Кулак, поднятый во имя справедливости и согласия" (т.е. "боксеры"), организовало восстание под антидинастическими и антиимпериалистическими лозунгами. Ненависть к европейским интервентам продолжала сохраняться даже после того, как к 1899 опасная "борьба за концессии" прекратилась в связи с достигнутым балансом сил, вынудившим европейские державы согласиться на предложенную США политику "открытых дверей". Под покровительством ряда чиновников цинского двора, враждебно настроенных к иностранцам, боксеры перешли от антидинастических к продинастическим лозунгам, продолжив вакханалию убийств миссионеров и сотен обращенных в христианство китайцев. Вступив в июне 1900 в Пекин, они осадили все иностранные представительства. Дезориентированная приспешниками, утверждавшими, что иностранцы замышляют удалить ее с трона в пользу императора Гуансюя, Цыси объявила войну иностранным державам – участникам интервенции в Китай. Хотя более уравновешенные чиновники старались ограничить зону ведения военных действий и преследований христиан главным образом северными провинциями, избежать мести было невозможно. После того как экспедиционные войска союзников численностью ок. 20 тыс. человек вынудили боксеров снять осаду и разогнали остатки «боксерской» армии, Китай должен был понести жестокое наказание. Согласно Боксерскому протоколу 1901, Китай был обязан выплатить союзным державам контрибуцию в размере ок. 450 млн. таэлей – китайских унций серебра (1 кит. унция соответствует 1,33 англ. унции), что примерно в пять раз превышало годовой доход цинского правительства; наказать виновных цинских чиновников; временно отменить проведение государственных экзаменов на занятие должностей в сфере гражданского управления примерно в 45 городах (в порядке наказания представителей сословия шэньши); согласиться на расквартирование иностранных войск в Пекине.

Распространение революционных настроений

Меры, направленные на укрепление династии, ускорили ее падение, поскольку наглядно высветили несоответствие цинского правительства требованиям современности. Учеба китайских студентов в Японии, организованная при поддержке правительства и ставшая возможной как для гражданских, так и для военных лиц, способствовала распространению среди китайской молодежи идей политических эмигрантов и западных веяний. В 1903 в городах, расположенных в долине р.Янцзы, были созданы революционные антиманьчжурские кружки. Китайское студенчество в Токио сплотилось воедино, сформировав в 1905 Революционную лигу (Тунмэнхой), лидером которой стал Сунь Ятсен.

Тем временем стало набирать силу движение за реформу конституционного устройства. Под давлением шэньши и студенческих обществ императорский двор в 1908 заявил о планах создания совещательных провинциальных комитетов, а еще через два года – Всекитайской консультативной ассамблеи. В 1917 планировалось ввести конституцию и парламентское правление.

К 1910, через два года после смерти Цыси и загадочной смерти императора Гуансюя, революционная активность достигла невиданного размаха. В условиях, когда императорский трон занимал совсем еще ребенок Пу И (Сюань Тун, 1909–1911), а маньчжурские принцы боролись за власть друг с другом, восстания в Кантоне и других городах Китая посеяли новые сомнения в законности властных полномочий династии Цин. Даже некоторые консерваторы из числа шэньши пришли к выводу, что концепция «прав народа» более правомочна, чем «мандат неба». Тем временем шэньши организовали движение за ликвидацию концессий западных держав на железные дороги, которое достигло своей кульминации в середине 1911. Вскоре после этого началась революция. Ее инициаторами выступили радикалы (в том числе студенты, вернувшиеся из Японии), которые проникли в ряды новой армии и получили поддержку со стороны видных шэньши.

Республиканская революция

10 октября 1911 в Учане (провинция Хубэй) офицеры и солдаты новой армии подняли восстание. Финансовая поддержка нового революционного режима в Хубэе была обеспечена лидерами провинциальной ассамблеи. К декабрю революционные выступления произошли в 14 провинциях, хотя боевые действия велись лишь в нескольких районах. 29 декабря 1911 Сунь Ятсен (незадолго до того вернувшийся из США) был избран временным президентом Китайской Республики. Однако революционерам противостояли мощные силы Юань Шикая, бывшего главного военного советника Цыси.

Энциклопедия "Кругосвет"